Через год после завершения дел в делопроизводстве формируются описи дел структурных подразделений.
Составляются они с применением специальной утвержденной унифицированной формы (Приложение 12 к п. 3.7.2 Основных правил работы архивов организаций).
В документ вносятся заголовки дел в соответствии с принятой схемой систематизации документов, закрепленной в номенклатуре, а в конце заполняется итоговая запись, ставится подпись составителя и дата. Опись утверждается руководителем структурного подразделения после её согласования с руководителем службы ДОУ и экспертной комиссией подразделения (при ее наличии).
Описи составляются по результатам экспертизы ценности документов. При этом учитывается срок их хранения, а также функциональная принадлежность. По срокам хранения документы делят на постоянного и временного хранения (свыше 10 лет).
Независимо от сроков хранения по функциональной принадлежности выделяют документы по личному составу, описи которых согласовываются с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения и оформляются по унифицированной форме (Приложение 3 к п. 2.4.1 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.02).